Архив / RSS / 22 августа 2019г.
Юрий Шевчук мельчает

Юрий Шевчук мельчает

Общество 2011-10-22 16:19:15

Юрий Шевчук: Иначе?

ДДТ мельчает, а сам музыкант недалеко уходит от злободневной публицистики самого низкого пошиба. Всё, о чем поет его группа, можно увидеть и на телеэкране: собираются гости, говорят-говорят, а в конце – пшик... и ничего

После довольно долгого перерыва (около шести лет), прошедших с выхода прежней пластинки «Пропавший без вести», группа ДДТ выпустила новый альбом. Хотя, ради справедливости, надо отметить, что в 2007 году вышла «Прекрасная любовь», но, то была скорее сольная работа Юрия Шевчука, нежели полноценный альбом ДДТ. Да и сам выход той пластинки явно не соответствовал пафосу Юрия Юлиановича, привыкшему обставлять с помпой появление любого значимого для него детища.

Вот и теперь, запланирован тур в поддержку альбома (до конца декабря группа планирует посетить два десятка российских городов), который будет сопровождаться «концептуальным видеорядом»; проведена генеральная репетиция в Петербургском СКК, на которую (совсем уникальный случай для отечественной музыки) продавали билеты; сам Юрий Шевчук, как всегда, дает многочисленные пространные интервью.

Как гласит официальный пресс-релиз: «Иначе» - это другой способ существования во времени и пространстве, отличный от навязываемой нам модели унылого в своем «позитиве» раболепного общества потребления. Каждый из нас может погреться у костра внутренней свободы. Каждый из нас может жить иначе, не глотая циничную пропаганду, не довольствуясь банальными, мертвыми ответами на живые вопросы бытия.

Всё бы ничего, но только это давно и хорошо известно, а высказывание таких азбучных истин не делает чести известному музыканту; альбом является очередным «повторением пройденного» как с точки зрения музыки, так в плане текстовой составляющей. С последней вообще творится что-то неладное: Юрий Шевчук непрестанно жонглирует темами, волнующими всё российское общество: кризис, коррупция, власть, деньги, телевиденье, однако сколь-нибудь удачных строчек из этого словоблудия поймать практически не удается. Характерным примером является «Песня расстроенного человека»:


Олигархи в Куршевеле унижают комсомольские песни,

Прокремлевские шлюхи мастурбируют на капитал,

Либералы, оппозиция в жопе – мы все вместе,

Есть возможность отправить всех разом в свободный астрал.



Вообще Юрий Юлианович всегда страдал некоторой графоманской невоздержанностью, вырастающей на этой пластинке до пугающих высот. Кажется, что он сам не верит в то, о чем поёт. Смысл большинства песен явно теряется на фоне ревущих гитар и слаженной работы ритм-секции: message просто не доходит до слушателя. И только там, где Юрий Шевчук отбрасывает это надоедливое немелодичное гудение, появляется надежда на некое понимание и осмысление спетого артистом, поэтому лучшие моменты альбома связаны с негромкими композициями, вроде «Проводника» (он читает стих на фоне ненавязчивого инструментального сопровождения), «Напиши мне, напиши», «Песни о свободе» (две песни, могущие надолго закрепиться в концертной программе ДДТ из-за яркой мелодии и близости к тем вещам, за которые так любит группу слушатель).



Если говорить о музыкальной составляющей альбома, то приходится констатировать почти полный провал. У многих песен нет ярких мелодий, а в сочетании с текстами на «злобу дня», скатывающимися к простоте плаката и регулярно бьющими мимо цели, получается очень грустная картина. Более того, песни с альбома имеют множество пересечений с тем, что Юрий Шевчук записывал ранее. Так, «Родившимся этой ночью» напоминает «Мы», а «Где мы летим» (со второй части «Иначе») мелодически схожа с «Песней о свободе».

На этой пластинке группа декларирует прощание с XX веком и готовность шагнуть в век XXI, но если свериться по календарю, то нынешнее столетие давно наступило. Поэтому подобные желания выглядят очень странно, особенно учитывая тот факт, что ДДТ – мамонт нашей рок-музыки, апеллирующий к традициям семидесятых годов прошлого века. Именно тогда в зарубежной музыке появились большие деньги, а сам рок сделал попытку стать чем-то большим, нежели музыкой для танцев и знакомств с девчонками. Вплоть до расцвета панка в конце семидесятых, т.е. практически все десятилетие, прогрессивный рок владел умами слушателей по обе стороны Атлантики. Этот период особенно запомнился благодаря концептуальным альбомам Pink Floyd The Dark Side Of The Moon и The Wall. Эти пластинки принесли немалое состояние их создателям, но к концу десятилетия их пафос стал почти неприличен для более молодых артистов, что и подтвердилось взлетом панка и «новой волны».

Юрий Шевчук пытается играть на том же поле, однако, он вряд ли учитывает изменения во времени и все более впадает в маразм. Это хорошо видно по методам продвижения альбома, особенно по его отказу выкладывать для бесплатного скачивания в сеть. Свою позицию музыкант объясняет тем, что запись альбома сейчас недешевое удовольствие, а сведение вообще было сделано в Великобритании. На это можно было бы возразить, что и Radiohead наверно пишут свою пластинки не бесплатно, да и многие другие группы на Западе, которые, тем не менее, понимают, что музыкальная революция уже свершилась и такими заявлениями практически ничего нельзя изменить.



Архаичным выглядит и решение поехать в масштабный тур с тремя трейлерами аппаратуры в лучших традициях, опять же, прошлого столетия. Хотя на Западе те же U2, российским аналогом которых можно с некоторой натяжкой назвать ДДТ (вспоминается совместное исполнение дилановской песни, обеспокоенность за судьбы мира (России), да и встречи с Президентами что-то неизмеримо меняют в сознании, преисполняя его пафосом и непомерно разрастающимся самомнением), регулярно презентуют подобные масштабные программы, однако в нашей стране независимая рок-музыка ввиду скудности средств и собственно аудитории дает концерты в клубах, посещаемость которых редко выходит за рамки нескольких сот человек.

Конечно, случай ДДТ – это несколько иное, потому что Юрий Шевчук всегда апеллировал к массам, и девяностые годы запомнились двумя масштабными концертными проектами «Чёрный пёс Петербург» и «Мир номер ноль». Эта близость к народу, к столь любимому Владимиру Высоцкому, не исчезала никогда. Можно окрестить Юрия Юлиановича запоздалым шестидесятником и вряд ли в этом будет большое преувеличение против истины. Участие в нескольких фестивалях авторской песни только подтверждает данный факт. А постоянное присутствие в песнях таких тем, как народ, свобода (ну и так далее по списку) выглядит закономерно и мало чем отличается (с небольшой, конечно, поправкой на время написания) от стихотворений, скажем, Некрасова.

Однако Юрий Шевчук не так прост, как кажется на первый взгляд. Он человек, который «получил эту роль» (бороться за сирых и убогих), всегда пытался усидеть на двух стульях: быть с народом, но и не отрываться при этом далеко от власти.

Случай с Владимиром Путиным много проясняет. То ли ВВП действительно не знал, кто такой Юрий Шевчук, то ли это была тонкая игра, но так или иначе музыкант, всегда старавшийся не перегнуть палку, на этот раз это сделал, оказавшись в рядах несистемной оппозиции.



При этом показательны слова Юрия Шевчука о том, что его песни не крутят на радио. Подобное заявление странно было бы услышать в устах, скажем, Егора Летова, которого не только не крутили на радио в 90-е годы, но которому доблестные сторонники Борьки Ельцина сорвали ряд концертов, а сама группа властями была объявлена красно-коричневой и фашистской.

Интересно и то, что Юрий Шевчук в высшей степени подвержен рок-н-ролльному мифу, который рассматривает рок-музыку, как нечто особое и высшее, нежели чем просто как одну из разновидностей поп-музыки. Без сомнения, это бывает в редких, даже редчайших случаях, однако к ДДТ это ни имеет ни малейшего отношения. И новый альбом «Иначе» является в этой ситуации на редкость показательным.

Бичуя язвы нашего общества, Юрий Шевчук недалеко уходит от злободневной публицистики самого низкого пошиба, которой полно так ненавидимое им (вот незадача) телевидение. Всё о чем поет Юрий Юлианович можно увидеть и на телеэкране: собираются гости, говорят-говорят, а в конце – пшик... и ничего.




Евгений Мещеряков, специально для «Наш Век»

Все права защищены. Использование материалов wek.com.ua разрешается только при условии ссылки на wek.com.ua
Редакция оставляет за собой право не соглашаться с мнением авторов.
Письма в редакцию: wek2000@ukr.net . Разработка сайта : Need4Site.Net Новый сервер
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Статьи партнеров