Архив / RSS / 22 октября 2018г.
Авторская колонка Евгений Мещеряков
Музыкальный критик
Русский рок докатился...

Русский рок докатился...

Общество 2011-11-17 21:20:28

Блеск и нищета русского рока

«Нам и так хорошо на нашей рок-н-ролльной помойке» (с)

Верно пел рок-бард Александр Непомнящий:

Но никто и не заметил по пути в гастроном,

Что так давно уже пахнет дерьмом,

Наш крутой протест в перерывах попойки.

И мы споем лихую песню про андеграунд,

Хотя никто здесь не хочет на последний раунд —

Нам и так хорошо на нашей рок-н-ролльной помойке…


И хотя песня была написана в середине 90-х годов, с тех пор она не только не утратила актуальности, но и приобрела новое, удивительно зловещее звучание.

Собственно, те годы были таким себе золотым веком для всей русской культуры, дорвавшейся с прихода к власти Михаила Горбачева до свободы. Все же, как мне кажется, часть культурных ценностей были утрачены после большевистской революции, и в новый век развитие общества перестало быть одномерным, оно приобрело диалектическую неоднозначность. И если на протяжении десятилетий советской власти политические фигуры (к примеру, лидеры «белого» движения) выставлялись только в негативном свете, то в конце 1980-х и начале 1990-х всё словно перевернулось с ног на голову. Естественно, что общество, воспитанное на коммунистических ценностях, этому воспротивилось, и тут следует отметить несомненный парадокс советской власти. Диалектически рассматривалось только развитие страны до революции и развитие капиталистических стран, однако, в отношении к самому советскому обществу метод диалектического материализма либо не применялся вовсе, либо применялся с очень большими ограничениями, что на выходе означало один и тот же плачевный результат, сосредоточенный в «Кратком курсе истории ВКП(б)».

Не остался в стороне от наслаивавшихся одним за другим социальных противоречий и русский рок. Возникший еще в 1960-х годах, одновременно с Большим Братом, он долгое время оставался на периферии общественного сознания в большой степени из-за своей дикой вторичности и прекрасной работы Пятого Управления КГБ.

Так как народ, как и во все времена, жаждал зрелищ, были созданы вокально-инструментальные ансамбли, которые эту жажду в известной мере удовлетворяли. До середины 1980-х, а в наиболее удаленных уголках СССР и некоторое время спустя, рок был в глубоком подполье.

Все изменилось в эпоху перестройки, когда можно стало много из того, что раньше было нельзя. Вторую половину 1980-х годов вообще с полным основанием можно назвать подлинным расцветом русского рока, когда он не только занял одно из центральных мест в молодежной иерархии ценностей, но и в некотором роде стал выразителем zeitgeist.

Собственно этим зарядом, он и питается до сих пор.



Тогда рокеры были по одну стороны баррикад, «сражаясь» с доживающей последние годы советской системой. Как по мановению волшебной палочки, это единство было разрушено с распадом СССР. Самые мудрые и дальновидные из рок-музыкантов поняли, что борьба вовсе не выиграна, а скорее наоборот. В надвигающемся хаосе 1990-х в этой мутной воде они предприняли последнюю попытку что-то изменить. Но так как 1990-е годы отнюдь не являли собой единство предшествующего десятилетия, то и их действия были разнонаправлены, что привело к возникновению таких взаимоисключающих друг друга проектов как «Русский прорыв» и «Голосуй, или проиграешь».

Именно в это потерянное время и была написана песня Александра Непомнящего, который никогда не знал массового успеха и мог с большей честностью, чем его коллеги, все еще дававшие по инерции многотысячные концерты, высказаться о существующей проблеме.

Однако надо отметить и двух его предшественников: Борис Гребенщиков еще в первой половине 1980-х сочинил гимн «Рок-н-ролл мертв», но, то было скорее ироничное высказывание сведующего человека, который читал New Musical Express и был в курсе зарубежных разговоров о конце рок-музыки.

Несравненно более важным представляется случай Егора Летова с его «Рок-н-ролл закончился».

(Тем более что в песне Александра Непомнящего упоминается Егор Летов и небезызвестный Артемий Троицкий, которого особенно не любили деятели русского андеграунда).

Но подлинная нищета и настоящее поражение пришли к русскому року в относительно сытые «нулевые», когда общество стало потихоньку приближаться к состоянию «преступлений и праздников нет», подпитываемое сладким мифом о растущей, вместе с ценой барреля нефти, стабильности.

Особенно показателен пример крупных рок-фестивалей, спонсируемых пивными баронами и собирающими многотысячные толпы людей. Основными хедлайнерами таких мероприятий выступают люди, набившие любому вменяемому человеку оскомину, в силу своей невыносимой пошлости, которую они сами уже давно не замечают, становясь чем-то похожими на «звезд» отечественного шоу-бизнеса. Ибо рок - это тоже бизнес, но работающий несколько по иным законам, построенным на протесте, для которого достаточно взять пару литров пива и потрясти головой под устаревшие откровения утратившего былую свежесть кумира.



Почти все отечественные рок-музыканты играют в эту игру, а что делать: семьи, детей кормить надо. Особенно интересно то, что музыканты, бывшие символами протеста, нимало не стесняясь, тоже в той или иной мере принимают в этом участие, встраиваясь в мягкую машину «общества спектакля».

Самым показательным примером является все тот же Егор Летов, который после наступления «нулевых» словно сбросил с себя наевшую ему красно-коричневую кожу и принялся развлекать публику теми самыми средствами, которые в прежнее время презирал: группа получила ограниченную ротацию на радио, ее песня прозвучала в фильме «Живой», кроме того группа сыграла на нескольких небольших фестивалях, едва ли не первый раз за десятилетие. Все шло, по-видимому, к тому, что Его Летов пропоет совершенно безвременную «Славу психонавтам!» на очередном «Нашествии», однако, не сложилось: его смерть помешала нам наблюдать эту удивительную эволюцию.

На другом полюсе существования - группы, играющие в подвалах и клубах перед друзьями и знакомыми, редко набирающие на свои концерты более пятидесяти человек, однако с гордостью заявляющими: «Мы – рок-группа!»

Недалеко от них стоят ребята, бренчащие в переходах и тянущие несколько поднадоевшие аккорды «Все идет по плану» и «Перемен». Они так и остались в прошлом, не заметив смерти (как в прямом, так и в переносном смысле) своих кумиров. В настоящем у них - только игра в переходах, а после «еще по 0,5, еще по 0,5», которое несколько скрашивается приездом какой-нибудь рок-звезды, после которой опять же «еще по 0,5».

Русский рок представляет собой сегодня жалкое явление с непомерно раздутым самомнением, лучшие дни которого остались далеко в прошлом. И видимо это - навсегда.

Юрий Шевчук: Иначе?



 




«Наш Век»

Все права защищены. Использование материалов wek.com.ua разрешается только при условии ссылки на wek.com.ua
Редакция оставляет за собой право не соглашаться с мнением авторов.
Письма в редакцию: wek2000@ukr.net . Разработка сайта : Need4Site.Net Новый сервер
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Статьи партнеров