Архив / RSS / 23 июня 2018г.
Авторская колонка Михаил Самусь
Центр исследований армии, конверсии и разоружения
Внутри и вокруг министерства обороны - мутные воды

Внутри и вокруг министерства обороны - мутные воды

Политика 2008-12-23 09:03:38

Военно-техническая порнография

Все без исключения – от африканских детишек до российских чукчей - знают о плохой стране Украине, которая незаконно торгует оружием

Комиссия Коновалюка уже три месяца будоражит информационное пространство. Относиться к этому можно по-разному. Однако, несомненно, задача комиссии выполнена. Не буду говорить о безосновательности обвинений в незаконности продажи оружия Грузии – это уже несметное количество раз объяснялось на разных уровнях. Выскажу просто свое отношение к некоторым особенностям работы комиссии.

Во-первых, парламентский контроль за сферой экспорта оружия дело абсолютно необходимое в демократической стране. Вот только осуществляться он должен на постоянной и профессиональной основе. В Верховной Раде прошлого созыва собирались создавать постоянный подкомитет по экспортному контролю. Предназначался он для того, чтобы ежедневно и ежечасно держать руку на пульсе всех международных передач товаров военного и двойного назначения. Вызывать министра обороны, или иностранных дел, или директора «Укрспецэкспорта» и спрашивать с них за малейшие нарушения.

С подкомитетом не сложилось – перевыборы помешали. А сейчас в парламенте и вовсе не до этого. В результате временная комиссия Коновалюка ринулась в бой с нелегальным экспортом в Грузию уж слишком заполитизированно и с некоторым душком заказухи.

Заказухи, подозреваю, с северной стороны. Объясню, почему так думаю. Дело в том, что парламентская комиссия, которая действительно желает помочь родному государству, вывести на чистую воду преступников и коррупционеров, не будет во главу угла ставить вопрос введения моратория на украинский оружейный экспорт. Это же абсурд. Если хотите, военно-техническая порнография. Вы, с одной стороны кричите, что «давайте поддержим наш бедный оборонно-промышленный комплекс», а с другой – «даешь, мораторий на продажу украинского оружия за рубеж». Где же логика, если в отчете комиссии говорится, что Украина продала в Грузию 250 автомобилей «КрАЗ». Это плохо?! Украинский завод произвел 250 автомобилей, продал их за рубеж, заработал денег. И вдруг – мораторий.

Здесь возникает главный вопрос: кому выгодно? Ответ, как всегда простой – конкурентам. Не думайте, что Украине так просто было заполучить грузинский рынок. Военно-техническое сотрудничество с этой страной не всегда было безоблачным. Специалисты помнят о проблемах с украинскими БМП-2, которые во время учений сухопутных войск вооруженных сил Грузии выходили из строя. То ли Украина их поставила неисправными, то ли грузинские военные их неверно эксплуатировали, до сих пор до конца не ясно.

Ясно другое. Разговоры о моральной стороне военных поставок следует воспринимать как элемент конкурентной борьбы на рынке вооружений. Украинский спецэкспорт очень мешает другим поставщикам вооружений, и здесь хороши любые средства борьбы за рынки сбыта. Вспомните и «Кольчуги», и крылатые ракеты в Иране и Китае. Оттуда же и «грузинская история».

Нужно взглянуть правде в глаза. Разговоры о том, что любая страна должна учитывать потенциальную возможность обострения ситуации в стране-импортере оружия, относятся больше к морализаторству. Все ведущие государства мира, и Россия не в последнюю очередь, экспортируют оружие, куда глаза глядят. И правильно делают, поскольку предугадать возможность обострения конфликта невозможно.

И еще о цене грузинских контрактов. Снова имеем дело с очень тонкими материями. Никто и никогда не скажет вам цену оружия, которое передается на государственном уровне. Последний пример. Американцы собираются отдать Украине свои фрегаты «Оливер Пэрри». Почему отдать? Это ж дорогущие штуки – военно-морские корабли! А потому что это большая политика. Здесь деньги считают по-другому. На два-три шага вперед.

Поэтому ссылки комиссии на то, что дивизион ЗРК Бук-М1 продали Грузии всего за $20 млн, а Пакистан будто предлагал $100 млн, не работают. Во-первых, ЗРК Бук-М1 всего лишь один раз поставлялся из бывшего Союза за рубеж – в середине 90-х Россией в Финляндию. Тогда в счет частичного погашения госдолга СССР финны забрали 3 дивизиона таких ЗРК за $185 млн. То есть, примерно, по $61 млн за дивизион. Однако это было десять лет назад, комплексы были несколько новее, а деньги были виртуальными – просто списали госдолг. Что касается Пакистана, то совершенно трудно представить, что эта страна, которая всегда ставит на закупку новейшего вооружения (отношения с Индией не позволяют расслабиться), решит выложить $100 млн за устаревшие комплексы.

Несомненно, спецэкспортеров нужно держать в черном теле. Уж слишком большая у них ответственность и за имидж страны, и за конкретные коммерческие успехи на международном рынке. Только делать это нужно в интересах Украины. А не российских телеканалов.




«Наш Век»

Все права защищены. Использование материалов wek.com.ua разрешается только при условии ссылки на wek.com.ua
Редакция оставляет за собой право не соглашаться с мнением авторов.
Письма в редакцию: wek2000@ukr.net . Разработка сайта : Need4Site.Net Новый сервер
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Статьи партнеров