Архив / RSS / 16 октября 2019г.
Зачем Украине в ВТО?

Зачем Украине в ВТО?

Политика 2013-05-23 13:43:17

Нужно ли Украине в ВТО

Доклад на общественных слушаниях комитета рады по иностранным делам

Каково влияние членства в ВТО на возможности экономического сотрудничества Украины?

Для того, чтобы ответить на поставленный нами вопрос: влияет или не влияет членство в ВТО (и, если влияет, то как?) на возможности экономического сотрудничества Украины с другими странами, мы должны определиться с результатами вступления Украины в ВТО.

Для того, чтобы уйти от политических оценок (хотя сам процесс вступления в ВТО носил для Украины отчётливый политический характер, включая желание успеть вступить раньше России), я привожу данные, обнародованные федерацией работодателей Украины (то есть, представителями бизнеса, а не политики), к тому же обнародованные практически два года назад и за это время никем не поставленные под сомнение.

Справка: Средние импортные пошлины при поставках сельскохозяйственных продуктов на Украину составили 10,66%, промышленных товаров — 4,95%. Для примера: защита аграрного рынка Евросоюза составляет 19,5%, то есть вдвое выше, чем позволили Украине. Польша при вступлении получала право на 52-процентный тариф по сельскому хозяйству, Венгрия — на 22-процентный, а Румыния — на 98%.

Отрицательное сальдо торгового баланса Украины в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009-м в 1,6 раза и составило 9,3 миллиарда долларов, а в 2011 году в 2,3 раза превысило уровень 2010-го и достигло 15,5 миллиарда долларов.

По данным Федерации работодателей Украины по состоянию на 2011 год по разным отраслям промышленности Украины, в результате вступления в ВТО произошли следующие изменения:

1. Если на момент вступления в ВТО на импортные автомобили действовала ввозная пошлина в размере 25%, то после 2008 года она была снижена до 10%. Открытие рынка привело к тому, что производство автомобилей на Украине снизилось в шесть раз, из 36 тысячи человек, работавших в отрасли на момент вступления страны в ВТО, осталось всего 18 тысяч.

2. При вступлении в ВТО Украина снизила ввозную пошлину на сахар с 300 евро за тонну до 50% ввозной пошлины и согласилась дать квоту на ввоз в страну сахара-сырца из тростника объёмом 260 тысяч тонн по льготной ставке в 2%. В итоге более 50 украинских сахарных заводов остановились, а местные производители потеряли 11% объёмов внутреннего рынка, экспорт сахара практически остановился.

3. Большие потери понесло свиноводство. В отличие от стран Евросоюза, защитные пошлины на импорт свинины на Украине оказались ниже в 5—8 раз. В итоге импорт свинины к 2011 году вырос в 2,3 раза по сравнению с 2007 годом и составил 178,7 тысячи тонн. Украинский рынок заполонило импортное сало. Только за семь месяцев 2011 года было ввезено 20 тысяч тонн сала из Польши, Германии и Нидерландов. Только в двух отраслях сельского хозяйства — в сахарной и свиноводческой — рабочие места потеряли около 500 тысяч человек.

4. Кроме того, при подписании соглашения с ВТО Украина взяла на себя обязательство не стимулировать экспорт своей сельхозпродукции компенсациями. В то время как европейские страны, США и другие государства активно помогают своим сельхозпредприятиям. Евросоюз имеет бюджет поддержки сельхозпроизводителей в 46 миллиардов евро, а Украина — порядка 300 миллионов. Естественно, что при таких дотациях европейское производство всегда будет более конкурентным, чем украинское.

5. Если в 2008 году объём производства мебели на Украине составил 1,3 миллиарда долларов, то в 2010-м — всего 400 миллионов долларов, то есть отрасль в денежном выражении просела более чем в три раза. Нулевая пошлина на ввоз импортной мебели открыла на Украину поток мебели из стран Прибалтики, Китая, Италии и т.д.

6. Падение наблюдается также и в лёгкой промышленности. Объёмы производства основных видов товаров сократились на 40—45%, экспорт товаров упал на 28,4%, тогда как объёмы импорта лёгкой промышленности выросли на 45,9%.

7. Также Федерация работодателей Украины отмечает негативные тенденции в винодельческой, молочной, пищевой и авиационной промышленности.

8. В целом, против украинского экспорта действуют ограничения по 37 товарным группам общим ежегодным объёмом более 1,2 миллиарда долларов.

Эти данные далеко не полны, да, наверное, у нас нет ни времени, ни необходимости в рамках сжатого регламента комитетских слушаний во всех подробностях разбирать информацию Госкомстата или различных экспертных структур. Все они рисуют примерно одну и ту же неприглядную картину, я бы сказал катастрофическую картину экономического развала. Редчайший случай, даже Премьер-министр Украины Николай Янович Азаров, который отчётам подчинённых обычно верит больше, чем реальной действительности, в данном случае полностью согласен и со статистикой и с экспертами. Лучшим подтверждением обеспокоенности главы правительства Украины, и всего Кабинета Министров является официально озвученное Украиной требование изменить в сторону увеличения согласованные при вступлении в ВТО тарифы по 371-й позиции.

Первоначально правительство говорило о своём желании пересмотреть более тысячи тарифных позиций. Возможно, оно готово уступить ещё одну-две сотни позиций. Однако важен факт – никто и никогда не требовал от ВТО столь радикального пересмотра условий вступления уже через три года после собственно вступления.

Отсюда первый вывод. Само членство в ВТО никак не мешает международному экономическому сотрудничеству Украины. Но вот условия этого членства мешают и мешают критически. В результате выполнения условий, на которых Украина вступила в ВТО экономика страны просто уничтожается. Причём трудности испытывают и те отрасли, в частности химпром и метеллургия, которые первоначально назывались экспертами среди бенефициаров членства. Именно они якобы должны были «пировать во время чумы». Не пируют.

Теперь попробуем обратить внимание высокого собрания ещё на два не подлежащих сомнению факта.

Во-первых, единственный партнёр Украины, выступивший с жёсткой критикой данной заявки и потребовавший её немедленного отзыва – Евросоюз. Нельзя сказать, чтобы США или Китай выражали восторг и обещали Украине поддержку, но по форме, интенсивности и даже содержанию их реакция ни шла ни в какое сравнение с целым рядом заявлений ЕС, сделанных на всех возможных уровнях. Фактически Украине отказано в самом факте переговоров на данную тему и Киев поставлен перед выбором – провести изменения явочным порядком и столкнуться с механизмом жесточайших экономических санкций, либо отказаться от своей заявки. Пока Украина взяла паузу и тема не слишком активно обсуждается публично, но от этого актуальность вопроса не снижается.

Во-вторых, единственным партнёром Украины, косвенно поддержавшим её в вопросе о пересмотре тарифов и даже пообещавшим помощь оказалась Россия. Представители Москвы на всех уровнях, включая наивысший неоднократно заявляли, что, в случае вступления Украины в Таможенный Союз, она обязана будет пересмотреть базовые таможенные тарифы в сторону увеличения в 2-3, а по некоторым позициям и в четыре раза. То есть, речь идёт как раз о том, чего безуспешно добивается украинское правительство. При этом Россия также неоднократно заявляла, что в таком случае (вступление в ТС) готова взять на себя расходы, связанные с возможными претензиями к Украине, за невыполнение условий вступления в ВТО. По предварительным экспертным оценкам сумма таких претензий может составить от полутора до двух миллиардов долларов.

Из этих двух конкретных примеров, я думаю, ясно, что не членство в ВТО, но условия этого членства и позиция по поводу желания Украины эти условия пересмотреть, препятствует экономическому сотрудничеству Украины с ЕС и стимулирует её сотрудничество с Россией и Таможенным союзом.

Я, конечно, понимаю, что в реальности украинская власть до сих пор склоняется к так называемому европейскому выбору, однако это политическое решение, как политическим было и решение вступить в ВТО на практически дискриминационных условиях. Если же мы говорим об экономических приоритетах, интересах и преференциях, то краткая история пребывания Украины в ВТО однозначно диктует два вышеприведенных мною вывода:

1. Условия членства в ВТО мешают украинской экономике развиваться, а, в условиях мирового экономического кризиса просто её уничтожают.

2. Изменение этих условий в сторону улучшения возможно при вступлении в Таможенный союз. В свою очередь Соглашение об ассоциации с ЕС, которое Украина стремится подписать ещё в этом году ведет к дальнейшему уже запредельному ограничению тарифной защиты внутреннего рынка и к сохранению дискриминационных мер, ограничивающих доступ украинских товаров на рынки Евросоюза.




«Наш Век»

Все права защищены. Использование материалов wek.com.ua разрешается только при условии ссылки на wek.com.ua
Редакция оставляет за собой право не соглашаться с мнением авторов.
Письма в редакцию: wek2000@ukr.net . Разработка сайта : Need4Site.Net Новый сервер
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Статьи партнеров