Архив / RSS / 25 июня 2019г.
Что ждёт Новороссию?

Что ждёт Новороссию?

Политика 2014-06-19 12:11:20

Новороссия: варианты политсистемы и векторы развития

Какой политический путь изберёт независимый союз?

24 мая договор о создании Союза Народных Республик ДНР и ЛНР был подписан председателями Верховных Советов этих республик Денисом Пушилиным и Алексеем Карякиным, а также Александром Бородаем, Павлом Губаревым и Олегом Царевым. Это документ об их вхождении в союз под названием "Государство Новороссия". (Напомню, что ЛНР и ДНР образовались по итогам референдумов, проведенных 11 мая, когда подавляющее большинство избирателей Донецкой и Луганской областей проголосовало за выход из состава Украины). Территория нового содружества — 53 201 км². Население — 6 592 894 чел. Название обозначает преемственность от исторического региона - промышленно развитой и богатой Новороссийской губернии Российской Империи.

Как заявили ее организаторы, Новороссия - это союз независимых государств с правом вступления других государств, а также - с правом сецессии, то есть возможности выхода какой-либо части из ее состава.

(Термин «сецессия» в данном смысле возник в период американской Войны за независимость 1775-1783 гг. Тогда в США происходила трансформация колоний в самостоятельное федеративное государство - с собственными правительством и конституцией.)

Несмотря на то, что с середины апреля и доныне на Юго-Востоке идет развязанная Киевом кровопролитная «АТО», возникшему союзу двух республик уже сейчас необходимо четко сформулировать и приступить к реализации концепции политической системы, административно-территориального устройства и дальнейшего развития – политического, экономического, культурного и т.д. Чем скорее будет выработан такой «генплан», тем скорее Новороссия окрепнет и станет неприступной цитаделью для агрессора, который с помощью геноцида пытается вернуть ее под свой контроль. (Сегодня, в условиях войны, лидерами Новороссии было объявлено военное положение. Союз республик не признает президента и парламент Украины и просит Российскую Федерацию ввести на его землю миротворческий контингент для защиты мирного населения от карательной операции украинских силовиков).

Павел Губарев, председатель Народного ополчения Донбасса, сообщил, что в Новороссию войдут восемь юго-восточных областей Украины; отделение регионов, по его словам, будет проходить путем проведения референдумов. В новое государство планируется вхождение ещё шести областей Украины: Днепропетровской, Запорожской, Одесской, Николаевской, Харьковской и Херсонской.

Каковы же варианты конфигурации политической системы - нынешней и будущей, расширенной, Новороссии - и вероятные векторы ее политического развития?

Вот что предлагается ее создателями в качестве первых шагов.

Принятие Основного закона - по истечении трёх месяцев после утверждения конституций ЛНР и ДНР.

Законодательную власть будет представлять парламент - Государственный Совет Новороссии. Как записано в программе партии «Новороссия», высшим законодательным органом «...должен стать Народный совет, формируемый на основе выдвижения представителей Советами народных или трудовых коллективов. Персональную ответственность за принятые решения и их реализацию будет нести Глава Народного совета, избираемый из числа его представителей».

Главным исполнительным органом Новороссии будет Правительство, формируемое его Председателем, представляемым Главой Народного совета и утверждаемым Народным советом.

Судебная система Новороссии будет отделена от законодательной и исполнительной власти и должна представлять собой систему народных судей.

Все назначенные и избранные органы власти и их отдельные представители в случае недобросовестного исполнения своих обязанностей будут отзываться теми, кто их избрал или назначил, на основе процедуры, описанной техническим подзаконным актом.

Что касается государственных языков, ими заявлены русский и украинский. Впрочем, украинский фактически не используется ни в новороссийских СМИ, ни в официальных заявлениях ее представителей.

Теперь вопросы, которые могут возникнуть при ознакомлении с этой концепцией.

Как очевидно из вышеизложенного, парламент республики планируется создать однопалатный (институт президента не предусмотрен). Глава парламентской республики наделяется единоличными полномочиями для реализации его решений. В документе прописана персональная ответственность этого главы, однако не указано, какая, и какое воспоследует наказание за уклонение от нее, нет конкретики.

Есть аллюзии и прямые аналогии с политической системой Китая. Что же, такой подход вполне имеет право быть, однако следут учесть, что Китай – государство недемократическое, и все партии, которые в нем разрешены, - это практически «дочки» одной «матери» - КПК. В случае с Новороссией речь не может идти о китайской политмодели, поскольку на нашей земле она просто нежизнеспособна.

Еще не очень понимаю, что означают в вышеизложенной концепции, например, термины – «народные и трудовые коллективы»? К «трудовым» мы привыкли за годы Советской власти. Но сегодня есть непонятки: что считать трудовым коллективом? К примеру, коллектив шахтеров или штат малой торговой фирмы «Рога и копыта»? А народные – значит, не трудовые, и наоборот?

Эти места в документе напоминают конец 1980-х гг. и ситуации в Верховных Советах республик СССР. Б. Ельцын и остальные руководители 15 союзных образований имели только полномочия председателей Советов народных депутатов (ранее – депутатов трудящихся). С одной стороны, это было хорошо, поскольку ограничивало самовластие глав республик. С другой, в традиционно "авторитарных" регионах – среднеазиатских, например, -называй шейха хоть управдомом, он все равно останется шейхом. Это я не к тому, что подобная опасность может возникнуть в главном Совете Новороссии – все же традиции у нас другие, и, пожалуй, для союзного государства «внепрезидентская» форма вполне оптимальна. Однако в переломные исторические моменты роль единоличного, полновластного лидера весьма важна для обеспечения порядка, дисциплины и поддержания твердости курса перед лицом агрессора. Мне хочется обратить внимание на это с той целью, чтобы Народный Совет Новороссии не стал аналогом беспомощной Директории и УНР.

Возможно, при отработке решения следует все же рассмотреть и столь критикуемый противниками политического устройства России институт ее президентства и даже систему США, вернее, ее первоначальную идею.

Но эти «рабочие моменты» - вопросы отладки политсистемы – не дискредитируют ни путь, избранный Новороссией, ни ее нравственную доктрину.

Авторитетные эксперты, - такие, как Александр Гусев, руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, - считают: для обретения серьезного статуса (от себя добавлю – и для спокойного "монтажа" политической конструкции) Новороссии, в первую очередь, необходимо отстоять свою независимость в конфликте с киевской властью. И тогда, по мнению Гусева, она станет вполне самостоятельным государством и получит перспективу вхождения в СНГ.




«Наш Век»

Все права защищены. Использование материалов wek.com.ua разрешается только при условии ссылки на wek.com.ua
Редакция оставляет за собой право не соглашаться с мнением авторов.
Письма в редакцию: wek2000@ukr.net . Разработка сайта : Need4Site.Net Новый сервер
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Статьи партнеров